Брифинг Генерального секретаря для прессы, посвященный опубликованию концептуальной записки об информационной добросовестности на цифровых платформах (12 июня 2023 г.)

12.06.2023

Уважаемые представители нашего журналистского пула!

Новые технологии развиваются с огромной скоростью. Как и связанные с ними угрозы.

Тревожные сигналы, которые поступают в связи с появлением новейшей формы искусственного интеллекта, – генеративного ИИ – оглушительны.

И громче всего они поступают со стороны разработчиков, которые ее создали.

Эти ученые и эксперты призвали мир принять меры, объявив искусственный интеллект экзистенциальной угрозой человечеству наравне с риском ядерной войны.

Мы должны серьезно отнестись к этим предупреждениям.

Разработанные нами Глобальный цифровой договор, Новая повестка дня для достижения мира и Соглашение о глобальном управлении искусственным интеллектом, предложат многосторонние решения, основанные на правах человека.

Однако появление генеративного ИИ не должно отвлекать наше внимание от того ущерба, который цифровые технологии уже наносят нашему миру.

Уже сейчас распространение ненависти и лжи в цифровом пространстве являются причиной серьезного вреда, наносимого в глобальном масштабе.

Уже сейчас данный процесс разжигает конфликты, приносит смерть и разрушения.

Уже сейчас он угрожает демократии и правам человека.

Уже сейчас подрывает систему здравоохранения и мешает борьбе с изменением климата.

Когда в прошлом поколении появились социальные сети, цифровые платформы воспринимались как новые захватывающие способы общения.

И, действительно, они поддерживали сообщества во времена кризиса, усиливали звучание голосов маргинализированных групп и помогали мобилизовывать глобальные движения за расовую справедливость и гендерное равенство.

Платформы социальных сетей помогли Организации Объединенных Наций привлечь к нашему стремлению к миру, достоинству и правам человека на здоровой планете внимание людей со всего мира.

Однако сегодня те же технологии часто являются причиной страха, а не источником надежды.

Цифровые платформы используются не по назначению, а для ниспровержения науки и распространения дезинформации и ненависти среди миллиардов людей.

Такие тенденции затронули и наши собственные миротворческие миссии ООН и операции по оказанию гуманитарной помощи, сделав их работу еще более опасной.

Мы имеем дело с явственно существующей глобальной угрозой, которая требует четких и скоординированных глобальных действий.

В нашей концептуальной записке по вопросам добросовестности информации на цифровых платформах излагаются основы для принятия [согласованных] международных ответных мер.

Выдвинутые предложения направлены на определение направляющих векторов, которые помогут правительствам договориться относительно руководящих принципов, для продвижения фактической информации, в то же время разоблачая заговоры и ложь, а также защищая свободу мнений и информации.

Они также помогут технологическим компаниям ориентироваться в сложных этических и юридических вопросах и строить бизнес-модели, основанные на здоровой информационной экосистеме.

Правительства иногда прибегают к радикальным мерам, включая полное отключение Интернета и запреты, которые не имеют под собой никакой правовой основы и ущемляют права человека.

По всему миру технологические компании сделали слишком мало или начали действовать слишком поздно для того, чтобы их платформы не способствовали продвижению насилия и ненависти.

Рекомендации, содержащиеся в записке, направлены на то, чтобы сделать цифровое пространство более безопасным и инклюзивным, одновременно решительно поддерживая защиту прав человека.

Они послужат основой Кодекса поведения ООН по обеспечению добросовестности информации на цифровых платформах, который мы планируем разработать в преддверии Саммита будущего в следующем году. Кодекс поведения будет представлять собой набор принципов, которым, как мы надеемся, правительства, цифровые платформы и другие заинтересованные стороны будут добровольно следовать.

Итак, дорогие друзья,

Предложения, содержащиеся в настоящей концептуальной записке при подготовке Кодекса поведения, включают в себя :

Обязательство правительств, технологических компаний и других заинтересованных сторон воздерживаться от использования, поддержки или распространения дезинформации и разжигания ненависти в любых целях.

Обязательство правительств гарантировать свободный, жизнеспособный, независимый и основанный на плюрализме медиа-ландшафт, обеспечивая надежную защиту журналистов.

Последовательное применение цифровыми платформами по всему миру политики и ресурсов для устранения двойных стандартов, позволяющих риторике ненависти и дезинформации процветать в некоторых странах и на некоторых языках, в то время как другие страны более эффективно предотвращают такие тенденции .

Согласованные протоколы для быстрого реагирования правительств и цифровых платформ в моменты, когда ставки наиболее высоки – во времена конфликтов и высокой социальной напряженности.

И обязательство цифровых платформ гарантировать, чтобы все продукты соответствовали принципам безопасности, конфиденциальности и прозрачности.

Такие предложения предусматривают срочные и безотлагательные меры по обеспечению того, чтобы все сервисы, использующие ИИ, были надежными, защищенными, ответственными и этичными, а также соответствовали обязательствам в области прав человека.

В записке предлагается, чтобы технологические компании взяли на себя обязательство отказаться от разрушительных бизнес-моделей, которые ставят вовлеченность выше прав человека, неприкосновенности частной жизни и соображений безопасности.

Концептуальная записка предполагает, что рекламодатели, которые глубоко вовлечены в монетизацию и распространение вредоносного контента, должны взять на себя ответственность за последствия того, на что они расходуют свои средства.

Признается также необходимость фундаментального изменения структур стимулирования.

Дезинформация и ненависть не должны оказывать максимального воздействия и приносить огромные прибыли.

В концептуальной записке предлагается, чтобы пользователи, включая молодежь, которая особенно уязвима, имели большее влияние на стратегию принятия решений.

В ней также предлагается, чтобы цифровые платформы взяли на себя обязательства по обеспечению прозрачности данных.

Пользователи должны иметь возможность доступа к своим собственным данным. Исследователи должны иметь доступ к огромным объемам данных, генерируемых цифровыми платформами, соблюдая при этом правила конфиденциальности в отношении пользователей.

Дорогие друзья,

Я надеюсь, что данная Концептуальная записка станет полезным вкладом в дискуссию в преддверии Саммита будущего.

Мы рассчитываем на широкое участие и весомый вклад всех заинтересованных сторон в процесс разработки Кодекса поведения ООН по обеспечению добросовестности информации на цифровых платформах.

Нам нельзя терять ни минуты.

И я благодарю вас за ваше внимание и за ваше присутствие.


Вопрос: Благодарю Вас, господин Генеральный секретарь, за эту пресс-конференцию от имени Ассоциации корреспондентов Организации Объединенных Наций. Валерия Робекко из службы новостей ANSA. Итак, мой вопрос таков: насколько Вы уверены в том, что технологические компании и правительства предпримут конкретные шаги, чтобы сделать цифровое пространство более безопасным и инклюзивным? И сколько времени потребуется, чтобы увидеть конкретные результаты? И, если позволите, могу я также попросить Вас прокомментировать смерть бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони? Большое спасибо.

Генеральный секретарь: В связи со смертью бывшего премьер-министра я могу только выразить свои соболезнования его семье, естественно, а также итальянскому правительству и итальянскому народу.

Теперь, насколько я уверен - этот вопрос я задаю самому себе. Мы имеем дело с бизнесом, который приносит огромную прибыль. И в некоторых случаях мы также имеем дело с правительствами, которые не в полной мере соблюдают права человека. То есть это постоянная битва. И в этой постоянной борьбе мы должны мобилизовать всех тех, кто привержен обеспечению добросовестности информации на цифровых платформах. А это означает мобилизацию правительств, мобилизацию платформ, мобилизацию людей и мобилизацию тех, кто размещает рекламу на платформах.

Сейчас предпринимается много инициатив. В ЕС есть не только закон, но и кодекс поведения. Это очень важная инициатива, даже если она касается только европейского пространства. Есть и другие правительства, которые начали изучать формы регулирования. Но есть осознание того, что регулирование - это непросто, потому что события развиваются очень быстро. Итак, нам нужно найти другие механизмы, включая подходы с участием многих заинтересованных сторон, для определения барьеров, определения красных линий и в то же время для обмена передовым опытом и обеспечения того, чтобы бизнес-модели подвергались анализу. И есть основной аспект: конечно, эти платформы должны приносить деньги, но проблема в том, что нынешние бизнес-модели считают вовлечение аудитории большим приоритетом, нежели конфиденциальность, правду и права человека.

Исследование, проведенное Массачусетским технологическим институтом, продемонстрировало, что на одной из платформ ложная информация имела тенденцию раcходиться в шесть раз чаще, чем правдивая. Я не буду уточнять, о какой платформе идет речь, но исследование было проведено применительно к одной из них. Итак, важно, чтобы те, кто управляют платформами, понимали, что, в то время как они ведут, естественно, прибыльную деятельность, эта прибыльная деятельность не может приносить огромную прибыль за счет модели вовлечения, которая становится важнее любых других соображений: прав человека, неприкосновенности частной жизни, безопасности. Итак, все стороны должны участвовать в данной дискуссии. И кодекс поведения, который, как мы надеемся, будет опубликован в процессе подготовки к Саммиту Будущего, конечно, сам по себе не является решением, но он однако будет глобальным, а не имеющим отношение лишь к какой-либо конкретной части мира, и он, будучи внедряемым на добровольной основе, окажется, я надеюсь, очень мощным инструментом, который позволит всем заинтересованным лицам взять на себя обязательства в отношении того, что необходимо сделать, чтобы гарантировать или, по крайней мере, серьезно продвигать концепцию добросовестной информации на цифровых платформах.

Вопрос: Большое вам спасибо, господин Генеральный секретарь. Эдит Ледерер из Associated Press.

Генеральный секретарь: Я знаю. [Смех]

Вопрос: Вы и Ваши предшественники говорили, что величайшая сила Организации Объединенных Наций - это ее способность объединять. В ситуации с искусственным интеллектом, о котором Вы сами только что упомянули, и этим письмом, подписанным 350 ведущими учеными, включая его создателей, не думаете ли вы, что Организация Объединенных Наций должна использовать свою силу объединения, чтобы немедленно, в ближайшие месяцы, в сентябре, когда все мировые лидеры соберутся здесь, чтобы по крайней мере, начать дискуссию, в присутствии всего мира, и попытаться выяснить, как мир должен относиться как к искусственному интеллекту, так и одновременно к ложной информации, дезинформации и разжиганию ненависти в Интернете?

Генеральный секретарь: Что ж, мы полны решимости сделать все возможное в этом отношении. Во-первых, мы не будем бороться за проведение саммитов. Одно из государств-членов уже сделало заявление о своем намерении созвать саммит по искусственному интеллекту в этом году, и мы, конечно, не будем пытаться создавать условия конкуренции. Мы поддержим эту инициативу. С другой стороны, мы считаем, что саммиту должна предшествовать серьезная работа. В ближайшие несколько дней я собираюсь создать научно-консультативный совет, в который войдет ряд внешних экспертов, в том числе два эксперта по искусственному интеллекту, и главные ученые учреждений ООН, а именно МСЭ и ЮНЕСКО, которые проявили большую активность в этом отношении.

Я также намерен, сразу после саммита по ЦУР (Целям устойчивого развития) - а, как вы знаете, государства-члены очень твердо намерены сделать так, чтобы Саммит по ЦУР стал центральным событием нашей встречи в сентябре, - но сразу после этого я намерен создать консультативный орган высокого уровня по искусственному интеллекту для серьезной подготовки различного рода инициатив, которые мы можем предпринять. С другой стороны, я бы благосклонно отнесся к любой инициативе со стороны государств-членов. Это одна из областей, которая уже обсуждалась некоторыми группами и, конечно, зависит от инициативы государств-членов, но я бы одобрил идею о том, чтобы у нас было агентство по искусственному интеллекту, которое, я бы сказал, было бы вдохновлено тем, чем сегодня является Международное агентство по атомной энергии. Итак, я действительно считаю, что есть ряд вещей, которые важно продвигать. Некоторые из них, конечно, требуют инициативы государств-членов; другие мы могли бы оставить на усмотрение различных сторон. Мы постараемся быть в центре всех сообществ и движений, которые будут созданы для того, чтобы продвигать эту повестку, зная, что нелегко продвигаться вперед в рамках повестки дня, в соответствии с которой, и я много раз говорил об этом за последнее десятилетие, в течение последних десятилетий мировым сообществом не было приложено достаточно усилий в направлении повышения качества государственного управления. Сегодня мы чувствуем, насколько с научно-технической точки зрения государствам и международным организациям трудно конкурировать с платформами, которые за это время приобрели огромный потенциал и колоссальные знания, так что это будет непростой вопрос. Он также требует определенных обязательств от самих платформ и создателей ИИ, но мы сделаем все возможное, чтобы быть платформой, где все могут собраться, чтобы добиться позитивного продвижения данной повестки дня.

Вопрос: Просто в качестве краткого пояснения, не могли бы Вы подробнее рассказать о том, как бы вы представляли себе это агентство, подобное МАГАТЭ, в области искусственного интеллекта?

Генеральный секретарь: Как я уже сказал, это то, что зависит от воли государств-членов и что только государства-члены могут создать, а не Секретариат Организации Объединенных Наций. Но я имел в виду, что это обсуждалось на разных платформах. Это то, к чему я бы отнесся положительно. Преимущество МАГАТЭ заключается в том, что это очень солидное учреждение, основанное на знаниях, и в то же время, пусть и в ограниченном формате, оно выполняет некоторые регулирующие функции. То есть я считаю, что это модель, которая могла бы быть очень интересной.

Вопрос: Здравствуйте, Линда Фасуло, «Национальное Общественное Радио», CША (NPR). Мой вопрос касается того, что Вы упомянули компании и страны, которые закрыли интернет-сервисы. Итак, существуют крупные демократии, которые в основном пытаются заработать деньги, наблюдая за своим состоянием и ростом цен на фондовом рынке. Существуют также недемократические общества, которые отказываются от Интернета. На ваш взгляд, не кажутся ли вам, что требуются весьма разные подходы для взаимодействия с каждой из сторон? Какими Вы видите первые шаги с точки зрения того, что действительно необходимо сделать, потому что очевидно, что вы должны использовать разные подходы? Мне просто было интересно, как это все будет работать?

Генеральный секретарь: Я не думаю, что есть какой-то первый шаг. Я думаю, что все шаги необходимы, и вопрос здесь в том, что нелегко создать нормативную базу, подобную тем, которые существует в областях, развивающихся не очень быстро. Практически невозможно создать прочную нормативно-правовую базу, в которой всё было бы прописано раз и навсегда. Применительно к тому, что движется и меняется очень быстро, такой подход не работает. Поэтому нам нужно межправительственное взаимодействие, в ходе которого были бы определены некие красные линии. Для примера, я последовательно призываю к запрещению автономного оружия, оружия, способного убивать без участия человека. Таков был мой призыв. Мы имеем дело с такого рода нормативной базой, которая может быть создана государствами-членами только в том случае, если они хотят, чтобы международное право распространялось на данный аспект.

Итак, существуют области, в которых установление международно-правового регулирования возможно, в зависимости от воли государств-членов. Но есть области, где события развиваются так быстро, что, если вы установите комплекс норм сегодня, то уже завтра он, возможно, устареет. Поэтому нам нужен процесс – постоянный процесс с участием различных заинтересованных сторон, работающих сообща, чтобы на постоянной основе разрабатывать механизмы мягкого права, то есть, я бы сказал, нормы, кодексы поведения и прочее; и применяя именно такой подход, направленный на то, чтобы попытаться объединить различных участников, мы будем работать, и тот кодекс поведения, который мы намерены подготовить и который будет опубликован перед Саммитом будущего под моим руководством, - он, мы надеемся, с учетом консультаций до и после Саммита, получит поддержку и на его основе будут приняты соответствующие обязательства правительствами, платформами, рекламодателями и организациями гражданского общества.

Вопрос: Джеймс Бейс из Аль-Джазиры. Господин Генеральный секретарь, Вы довольно долго говорили на тему ИИ, и я уверен, долго размышляли о ней тоже. В своем выступлении Вы процитировали слова ученых и экспертов о том, что искусственный интеллект может представлять риск, сравнимый с ядерной войной. Однако некоторые эксперты также заявляют, что с помощью ИИ можно лечить рак. Поэтому я просто хотел бы услышать Вашу оценку. Как Вы считаете, в чем заключаются проблемы и возможности искусственного интеллекта?

Генеральный секретарь: Я думаю, что возможности безмерны. Если говорить о здравоохранении, защите окружающей среды, образовании, то возможности ИИ могут стать чрезвычайно важным фактором для претворения в жизнь Целей устойчивого развития. Поэтому ИИ обладает огромным потенциалом. Но ясно, что у ИИ есть серьезная проблема, которая заключается в возможном отстранении человека от участия в тех или иных действиях, и это для меня является центральным вопросом. Абсолютно необходимо, чтобы человек участвовал во всем, что создано с использованием ИИ. И риск, само собой, заключается в том, что принцип человеческого участия может быть оставлен в стороне.

То есть, когда я изучаю свидетельства подобных ситуаций, я отношусь к ним серьезно. Но, как я уже говорил ранее, тот факт, что мы рассматриваем потенциальные катастрофические последствия, которые могут возникнуть из-за использования ИИ в будущем, не должен отвлекать нас от того, что происходит в цифровом мире сегодня: потворства гибели людей, нарушения прав человека, тотального вмешательства в частную жизнь, а также окончательного выхода из-под нашего контроля тех данных, которые мы создаем. Таким образом, уже сегодня нам приходится сталкиваться со многими сложностями, но в то же время нам нужно сделать все возможное, чтобы эволюция ИИ в будущем не следовала логике полной отмены участия человека и не произвела на свет монстра, которого никто не сможет контролировать.

Вопрос: Благодарю, господин Генеральный секретарь, меня зовут Памела Фальк, CBS News. Рада Вас видеть и слышать то, о чем Вы говорили. Мой вопрос касается входных данных. Была ли у Вас возможность пообщаться с большинством цифровых платформ, генерирующих ИИ... а также с заместителем Генерального секретаря … Насколько они поддерживают все это? Многие из моих коллег, или некоторые из них, упоминали о предложении компании Open AI, которое предполагало участие агентств ООН. Насколько Вы обеспокоены в этом контексте тем, что правительства сейчас привлекаются к регулированию данного вопроса? Я имею в виду, Вы были премьер-министром. Мы знаем, что правительства - это не то место, где в принципе разрабатывался ИИ. Итак, Вы с какой-либо стороны обеспокоены вмешательством правительства в разработку кодекса [пер. – который вы упомянули]. Благодарю Вас.

Генеральный секретарь: Прежде всего, недавно в нашей группе высшего руководства состоялось совещание, на котором присутствовал генеральный директор компании Open AI вместе с несколькими другими экспертами. И мы серьезно обсуждали данные вопросы. И интересно видеть, что сегодня те, кто находится на передовой развития ИИ, первыми заявляют о необходимости регулирования. Сейчас неясно, что именно они имеют в виду, но очевидно, что есть понимание того, что их разработки сопряжены с некоторыми рисками и что эти риски необходимо сдерживать. Так вот, я не думаю, что эту проблему можно решить, сказав: “Вы сами регулируйте, а нам все равно. Мы будем подчиняться вашим мерам регулирования”. Все намного сложнее. Я думаю, что правительства, платформы, разработчики, ученые и гражданское общество должны объединиться, чтобы найти пути достижения консенсуса относительно того, как нам двигаться в правильном направлении. Поэтому этого недостаточно; было бы в корне неверно сказать: “Мы не хотим подчиняться мерам регулирования. Мы хотим делать так, как нравится нам”. Также мы бы столкнулись с катастрофой, если бы сказали: “Правительство пускай регулирует, а мы будем делать то, что захотим”. Нет, я думаю, что здесь мы имеем дело с необходимостью коллективной ответственности. Такие вопросы должны решаться при активном участии всех сторон, и многие факторы необходимо учесть. Должен сказать, что я выслушал некоторых ученых и людей, которые сами вовлечены в работу таких платформ, и мне ясно, что многое предстоит сделать, чтобы достичь общего понимания того, как мы можем двигаться вперед на благо человечества, избегая риски, которые нам уже сейчас угрожают.

Вопрос: Доброе утро, господин Генеральный секретарь, Маргарет Бешир, Голос Америки. Господин Генеральный секретарь, когда, по Вашему мнению, этот кодекс поведения вступит в силу? И какова была реакция государств-членов, с которыми Вы консультировались по этому поводу? И хотела бы вас отдельно спросить Вас о Судане, где боевые действия возобновились, 24-часовое прекращение огня закончилось, а господин [Волкер] Пертес был объявлен персоной нон грата. Видите ли Вы в данный момент какую-либо реалистичную, эффективную политическую роль Организации Объединенных Наций в Судане?

Генеральный секретарь: Конечно, вижу. Я имею в виду огромную роль ООН в оказании гуманитарной помощи в Судане. Все наши агентства принимают в этом активное участие. Заместитель Специального представителя Генерального секретаря находится в данный момент в Судане, координируя наши усилия, и в то же время мы будем, как и говорили с самого начала, поддерживать африканское решение проблемы – поддерживать Африканский союз и поддерживать МОВР (Межправительственный орган по вопросам развития), и мы полностью привержены данной позиции. Мы не собираемся тут играть главную роль и никогда не пытались это делать. Мы здесь для того, чтобы поддержать африканские решения суданской проблемы.

Вопрос: Значит, Вы не видите основной роли для Организации Объединенных Наций?

Генеральный секретарь: С самого начала мы говорили, что мы присутствуем там и что мы являемся частью инициативы, с которой недавно выступил Африканский союз. Был создан механизм, частью которого мы являемся, и мы были там с самого начала, чтобы по существу поддержать африканскую инициативу, которая, как мы надеемся, может привести к решению проблемы, конечно, при нашем глубоком осуждении всех убийств и актов насилия, которые имеют место. Возвращаясь к… Извините.

Вопрос: Первая часть звучала так: когда, по Вашим ожиданиям, этот Кодекс поведения вступит в силу и какова была реакция на него до настоящего момента?

Генеральный секретарь: Кодекс поведения – мы представили перечень принципов. Основываясь на этом перечне принципов, мы проведем ряд важных консультаций с правительствами, платформами, учеными и гражданским обществом. Я намерен опубликовать Кодекс поведения после всех этих консультаций перед Саммитом будущего. Кодекс поведения не подлежит одобрению Генеральной Ассамблеей. Это то, что станет нашим вкладом в общее дело, и мы, конечно, надеемся, что этот вклад может быть полезен для всех сторон: для правительств, платформ, гражданского общества, ученых и для тех, кто размещает рекламу на платформах и чье присутствие играет очень важную роль.

Вопрос: Благодарю Вас, господин Генеральный секретарь, Мишель Николс из агентства Рейтер . Хочу спросить вас об Украине, пока вы тут. Насколько вы обеспокоены тем, что Россия может выйти из Черноморской зерновой сделки в следующем месяце? Что касается использования беспилотных летательных аппаратов в Украине, то США и другие страны обвинили Иран в поставках России беспилотных летательных аппаратов для использования в Украине. Ваш доклад о выполнении Резолюции 2231 должен вскоре поступить в Совет Безопасности. Что удалось выяснить об обломках беспилотников, найденных в Украине? Где они были сделаны? Кто их поставил? Вы посылали экспертов для их анализа? Благодарю Вас.

Генеральный секретарь: Итак, прежде всего, я обеспокоен, и мы упорно работаем над тем, чтобы суметь сохранить Черноморскую инициативу и в то же время, чтобы продолжать содействие российскому экспорту. Мы будем готовить наш отчет, строго следуя нормам, которые были установлены в Резолюции для подготовки отчетов.

Вопрос: Алан Булкаты из информационного агентства РИА Новости. Господин Генеральный секретарь, в вашем проекте Кодекса поведения вы упоминаете о борьбе с недостоверной информацией и дезинформацией. Какой орган или структуру Вы предлагаете создать, чтобы определять, где правда, а где дезинформация? Кто должен это делать?

Генеральный секретарь: Я думаю, что для этого нужны все. Важно, чтобы платформы имели свои собственные системы, способные фильтровать недостоверную информацию и дезинформацию. Важно, чтобы гражданское общество внимательно относилось к этому, важно, чтобы сами пользователи были наделены полномочиями в этом отношении, и важно, чтобы правительства создали некоторые механизмы, которые возможны в рамках нормативно-правовой базы, как это было в случае с Европейским союзом; все это сложно. По крайней мере, у нас есть пример того, что такое возможно в определенной степени. Таким образом, все должны быть вовлечены, и рекламодатели должны сыграть ключевую роль в том, чтобы убедиться, что они не размещают рекламу способами, способствующими распространению дезинформации.

Вопрос: Меня зовут Ивонн Мюррей, ирландское агентство RTE; большое Вам спасибо за этот брифинг. Мой вопрос касается дезинформации, которая часто выдвигается в качестве обвинения против журналистов, особенно тех, кто работает в авторитарных государствах. Как можно было бы выработать Кодекс поведения, который защитит журналистов и не станет еще одной дубиной в руках авторитарных правительств для угнетения журналистов?

Генеральный секретарь: Одним из принципов, заложенных в подготовку Кодекса поведения, является поддержка независимых средств массовой информации, и одна из проблем, которую этот набор принципов касается, заключается в том, что он не должен быть предлогом для ограничения свободы распространения информации и что в данном контексте важно поддерживать и защищать журналистов. Если обратиться к примерам недостоверной информации и дезинформации - давайте будем откровенны: они не являются продуктом журналистики. Это продукт людей, которые заинтересованы - по политическим, экономическим или другим мотивам - в том, чтобы ввести общественность в полное заблуждение относительно проблем, с которыми мы сталкиваемся в современном мире.

Вопрос: Журналисты работают свободно и открыто в демократических обществах, но не в авторитарных. Каким Вы видите решение этой проблемы, исходя из того, что авторитаризм явно растет?

Генеральный секретарь: Наша позиция всегда была очень четкой: мы решительно осуждаем все нарушения прав человека в отношении журналистов. И это та область, где мы будем продолжать действовать очень активно, осуждая такие нарушения, и мы знаем, что в прошлом году было убито больше журналистов, чем когда-либо за последнее время. Я думаю, что на 40% больше, чем в предыдущем году, и это как раз самое главное. Практикуется также взятие под стражу, притеснения журналистов, все эти вещи существуют, и это очень серьезные области нашей деятельности по защите интересов журналистов. Конечно, не в наших силах изменить природу правительств, и я пока не в состоянии выбирать правительства по всему миру. [Смеется] У меня пока нет такой возможности, и я не думаю, что мне следовало бы ее иметь.

Вопрос: Джозеф Кляйн, Canada Free Press. Сэр, благодарю Вас за этот брифинг. Ряд руководителей технологических компаний, включая некоторых новаторов в области ИИ, призвали сделать паузу в процессе быстрого развития технологий ИИ, прежде чем они полностью выйдут из-под контроля, с тем чтобы ученые и политики могли оценить, к чему это ведет, и предложить какие-то меры предосторожности, возможно, включающие вмешательство человека. Считаете ли Вы необходимой такую паузу? И считаете ли Вы, что совет, который Вы создаете, включая ученых в сфере ИИ, поможет в этом процессе обучения во время такой паузы?

Генеральный секретарь: Я думаю, что пауза может быть интересной идеей, но я не думаю, что пауза решит проблему. Потому что мы все знаем о ситуациях, в которых наступала пауза, а затем все продолжалось по-прежнему. Я думаю, что независимо от того, является ли пауза хорошей идеей, нам нужно убедиться, что мы продвигаемся вперед и продвигаемся как можно быстрее в направлении создания всех других механизмов , которые мы обсуждали.