Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин – 25 ноября

22.11.17

Совместный призыв Специального докладчика ООН по вопросу о насилии в отношении женщин и международных и региональных механизмов по защите прав женщин искоренить гендерное насилие в отношении женщин, обращая особое внимание на вопросы сексуального домогательства и изнасилования, а также обновить национальные планы действий в соответствии с замечанием общего порядка № 35 КЛДЖ о гендерном насилии в отношении женщин

ЖЕНЕВА (22 ноября 2017 г.) – В преддверии Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин Специальный докладчик ООН по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ), Рабочая группа по вопросу о дискриминации в отношении женщин в законодательстве и на практике, Специальный докладчик по вопросу о правах женщин в Африке Африканской комиссии по правам человека и народов, Докладчик по правам женщин Межамериканской комиссии по правам человека, Комитет экспертов по внедрению механизма последующих мер по осуществлению Конвенции Белен-ду-Пара (MESECVI) и Группа экспертов Совета Европы по противодействию насилию в отношении женщин и насилию в семье (GREVIO)*, будучи ключевыми глобальными и региональными механизмами по защите прав женщин, совместно призывают активизировать усилия по осуществлению международных и региональных договоров, касающихся гендерного насилия в отношении женщин, за счет обновления и укрепления национальных планов действий в соответствии с замечанием общего порядка № 35 КЛДЖ о гендерном насилии в отношении женщин.

Гендерное насилие, включая все формы сексуального насилия в отношении женщин, строго запрещены международным правом в области прав человека, включая Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин (ДИНЖ), Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ) и региональные договоры, такие как Межамериканская конвенция о предупреждении и искоренении насилия в отношении женщин и наказании за него (Конвенция Белен-ду-Пара); Протокол к Африканской хартии прав человека и народов, касающийся прав женщин в Африке (Протокол Мапуту); и Конвенцию Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция).

Гендерное насилие в отношении женщин и девочек, включая все формы сексуального насилия, сексуальных домогательств и изнасилования, является глобальной пандемией и значительным нарушением прав человека. По оценкам, каждая третья женщина сталкивалась с сексуальным насилием на протяжении своей жизни, и две из трех женщин становятся жертвами физического и/или сексуального насилия со стороны партнера, с которым состоят в интимной связи.

Несмотря на рост коллективной осведомленности о запрете всех форм гендерного насилия, включая сексуальное насилие, сексуальные домогательства и изнасилование, женщины по всему миру продолжают подвергаться сексуальным нападениям, изнасилованиям, угрозам и ненадлежащим прикосновениям, по крайней мере, в одном или более случаях на протяжении жизни, и большинство этих случаев редко доводятся до сведения общества, и за ними не следует привлечения к ответственности. Многие жертвы снова подвергаются страданиям по причине распространенной культуры осуждения жертвы в СМИ и обществе, из-за чего пострадавшие подвергаются стигме и боятся сообщать о нарушениях.

В этом отношении нижеподписавшиеся механизмы приветствуют принятие в июле 2017 года замечания общего порядка № 35 КЛДЖ о гендерном насилии в отношении женщин, обновив замечание общего порядка № 19 от 1992 года.

Замечание общего порядка № 35 о гендерном насилии объявляет запрет на гендерное насилие в отношении женщин как признанную норму обычного международного права и предусматривает всеобъемлющий глобальный план, который следует осуществлять на национальном уровне.

В результате, государства несут ответственность за приведение национального законодательства в соответствие с конкретным руководством, предусмотренным в замечании общего порядка № 35, и с другими соответствующими международными и региональными договорами.

В этом отношении нижеподписавшиеся механизмы также приветствуют принятие в мае 2017 года Африканской комиссией по правам человека и народов новых Руководящих положений для борьбы с сексуальным насилием и его последствиями в Африке. Руководящие положения являются практическими региональными средствами для борьбы с гендерным насилием, включая сексуальное насилие, и эффективно и своевременно дополняют замечание общего порядка № 35 КЛДЖ.

Таким образом, эксперты призывают государства принять и выполнить эти нормы на национальном уровне посредством реализации национальных планов действий нового поколения по ликвидации гендерного насилия, включая все формы сексуального насилия, на основе замечания общего порядка № 35 и соответствующих региональных договоров.

Все государства, заинтересованные стороны и СМИ должны работать сообща, чтобы бороться с культурой сексуальных домогательств и изнасилования.

Мониторинг на глобальном и региональном уровнях демонстрирует, что в отношении сексуального насилия и изнасилования распространена безнаказанность. Слишком часто национальное законодательство не соответствует международным стандартам, касающимся запрета на изнасилование и понимания сексуального насилия как нарушения права на физическую и психологическую неприкосновенность. Дела об изнасилованиях чаще других не доходят до суда, а число случаев оправдания по ним очень велико. В то же время в большинстве случаев системы предупреждения и защиты являются недостаточными или вообще отсутствуют. Это приводит к сокрытию или низкому числу сообщений об изнасилованиях и других формах гендерного насилия в отношении женщин, а также стигматизации и повторной виктимизации пострадавших.

Эксперты призывают государства, гражданское общество и другие заинтересованные стороны незамедлительно и в значительной степени усилить и расширить меры по предупреждению и искоренению изнасилований, сексуальных домогательств и насилия в отношении женщин и девочек по всему миру. Все действующие лица должны гарантировать, что все женщины и девочки защищены от изнасилований и всех форм сексуального насилия за счет следующих мер:

  • Обеспечение того, чтобы отсутствие согласия являлось центральным компонентом определения уголовно наказуемых сексуальных надругательств (изнасилований, супружеских изнасилований, изнасилований со стороны знакомого человека/на свидании, все формы сексуальных домогательств) и чтобы учитывались властные взаимоотношения между преступником и жертвой;
  • Обеспечение сбора данных обо всех формах гендерного насилия национальными органами статистики, учреждением, ответственным за мониторинг гендерно мотивированных убийств, или органами, которые исследуют гендерное насилие в отношении женщин; **
  • Признание того, что в странах, затронутых войной или конфликтом, сексуальное насилие используется как орудие ведения войны, и принятие мер для защиты женщин от насилия;
  • Изменение законодательства и искоренение обычаев и практики, которые допускают изнасилование, сексуальное насилие и дискриминацию в отношении женщин;
  • Обеспечение эффективной защиты от изнасилований и сексуальных нападений и гарантия обеспечения системы отправления правосудия для жертв изнасилований, которые будут учитывать гендерную проблематику;
  • Обеспечение достаточных убежищ и кризисных центров, запретительных судебных приказов и услуг для жертв изнасилований и всех форм сексуального насилия, включая бесплатные медицинские справки и доступ к услугам в области сексуального и репродуктивного здоровья, экстренную контрацепцию и другие методы лечения и аборты;
  • Введение обучения сотрудников судебных органов и правоохранительных органов, а также других государственных должностных лиц в области учета гендерной проблематики, чтобы повысить число сообщений об изнасилованиях и всех формах гендерного насилия, а также чтобы бороться с последующей стигматизацией и повторной виктимизацией пострадавших;
  • Обеспечение того, чтобы все случаи насилия в отношении женщин эффективно расследовались, и чтобы преступники предстали перед судом и понесли наказание.

 
(*) Механизмы ООН и региональные механизмы по защите прав женщин: Г-жа Дубравка Шимонович, Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствияхКомитет по ликвидации дискриминации в отношении женщинРабочая группа по вопросу о дискриминации в отношении женщин в законодательстве и на практикеГруппа экспертов Совета Европы по противодействию насилию в отношении женщин и насилию в семье; Г-жа Люси Асуабгор, Специальный докладчик по вопросу о правах женщин в Африке Африканской комиссии по правам человека и народов; г-жа Маргарет Мэй Макаулэй, Комиссар и докладчик по правам женщин Межамериканской комиссии; и Комитет экспертов по внедрению механизма последующих мер по осуществлению Конвенции Белен-ду-Пара.

(*) Доклад Специального докладчика для Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по вопросу о создании групп контроля за фемицидом (A/71/398) 

За более подробной информацией или интервью, пожалуйста, обращайтесь: 
По работе Специального докладчика ООН по вопросу о насилии в отношении женщин: к г-же Саре Кавалло (+41 22 917 99 42 / scavallo@ohchr.org) или к г-ну Тибауту Гилле (+41 22 917 96 74 / tguillet@ohchr.org)

 

По работе Африканской комиссии по правам человека и народов: +220 441 05 05 / 441 05 06 / au-banjul@africa-union.org    

По работе Межамериканской комиссии по правам человека: к г-же Марии Изабель Риверо (+1 202 370 9001 / mrivero@oas.org)

Беспокоитесь о мире, в котором мы живем? Тогда БОРИТЕСЬ за чьи-то права сегодня.  Боритесь за права человека (#Standup4humanrights) и посетите страницу в Интернетеwww.standup4humanrights.org