Российские девочки о стереотипах, достижениях, мечтах и о людях, которые их вдохновляют

Чтв, 10/22/2020

22 октября 2020 г. (Информцентр ООН)

11 октября отмечается Международный день девочек. Мы поговорили с ученицами 8-11 классов Международной школы Летово о стремлениях, достижениях, стереотипах и взглядах на будущее.

*** 

Глафира Осипычева (11 класс)

Я учусь на программе международного бакалавриата в школе Летово. Я люблю все предметы. Литература, политика – открытия этого года. Но области, в которых я себя вижу и которыми я бесконечно наслаждаюсь – это физика и математика. В 6 классе я перешла в физико-математический лицей «Вторая школа». Попав в академическую среду, я испытывала большие трудности, сильно отставала от одноклассников и начала сомневаться в своих способностях. Я поставила себе цель: к концу года быть наравне со всеми, часами делала домашние задания в библиотеке после уроков. К седьмому классу я стала круглой отличницей.

Из личного архива Глафиры Осипычевой

В шестом классе было еще сложно понять, что это за профессия физик. Сначала я хотела связать свою жизнь с математикой, стать великим русским геометром. Но однажды я поехала в математический лагерь и один из преподавателей сказал, что математика это не мое и мне никогда не добиться успеха в этой сфере. Меня определили в «группу тупых», это очень сильно демотивировало и я решила, что больше не хочу заниматься математикой. Перестала делать домашнюю работу, оценки испортились. Потом я перешла в школу Летово и интерес к математике вернулся. Но сейчас я вижу себя физиком. Мне нравится и теоретическая, и экспериментальная физика. Меня интересуют квантовая механика и астрофизика. Мы с ребятами участвовали в проекте ЦЕРН, также меня увлекает изучение черных дыр и пульсаров. Выбрать какое-то одно направление пока сложно.

Из личного архива Глафиры Осипычевой

Со стереотипами я сталкиваюсь на протяжении нескольких лет, с тех пор как поступила на физмат. Слышу мнения, что девочке надо хорошо выйти замуж, а не заниматься наукой. Девочки-физики – это чересчур. Есть и другая реакция: пойдешь в технический институт и там найдешь себе мужа. Иногда учителя и одноклассники не относятся серьезно к увлечению математикой и физикой только из-за того, что ты девочка. В целом это (стереотипы) закреплено в российской культуре, но я вижу тенденцию к выравниванию на физмате соотношения мальчики/девочки и надеюсь, что в скором будущем это должно уйти.

Из личного архива Глафиры Осипычевой

Если говорить о достижениях: я принимала участие в проекте ЦЕРН. Пройти путь от того, что ты задаешь себе вопрос: что такое ядерная физика и квантовая механика, глубоко погрузиться в эту тему, изучить материалы и дойти до придумывания осмысленного эксперимента, я считаю — это достижение. У меня есть бронзовая медаль в Международной экспериментальной олимпиаде по физике. Занималась в кружке физического моделирования, программирую на двух языках: Python и Java.

Из личного архива Глафиры Осипычевой

Женщины - пример (для подражания) находятся рядом со мной. Это моя мама, она очень упорная и целеустремленная. Поддерживала меня в стремлении заниматься тем, чем нравится. Также я благодарна моей учительнице физики, которая преподнесла ее не как страшную науку с непонятными формулами и задачами, а как повседневную и легко объясняемую. Также меня восхищают женщины, как моя другая учительница, которые совмещают занятия наукой, спорт, путешествия и живут полной жизнью. Сейчас я тоже к этому стремлюсь. Что касается, ученых меня вдохновляют в основном мужчины физики и математики. Я считаю, в этом тоже заключается равноправие, женщина может ориентироваться и вдохновляться не только женщиной, но любым человеком. Больше всего меня восхищают истории преодоления себя и стереотипов.

 

Жанна Чабан (8 класс)

Меня зовут Жанна Чабан, я учусь в школе «Летово» второй год. Трудно сказать, какие школьные предметы мои любимые - скорее я бы разделила их на просто интересные и те, на изучении которых я хочу построить карьеру. Самые важные для меня предметы – обществознание, литература, искусство, астрономия и история.

Из личного архива Жанны Чабан

В будущем я хочу работать в сфере международных отношений, науки и защиты прав человека. Я хочу изучать мир на стыке наук – экологии и астрономии, изучать Вселенную и спасать планету. Мечтаю, чтобы мои открытия и инициативы помогали людям, поэтому вижу себя, скажем, ученой-дипломаткой. Кроме того, моя профессия точно будет связана с осуществлением Целей устойчивого развития.

Самое значимое мое достижение на сегодняшний день - поступление в школу «Летово», ставшую моим вторым домом. В «Летово» я выросла как личность, открыла для себя звездное небо возможностей, нашла соратников и поверила в то, что могу изменить мир к лучшему. В школе я работаю над проектами в самых разных областях. Например, когда прошлой весной мы оказались на карантине, я организовала для родителей праздник в честь Дня космонавтики. Я разработала программу, которая познакомила мою семью с достижениями в изучении Вселенной. В этом году я буду заниматься оформлением пространства школьного планетария, разрабатывать для него образовательные экспозиции и составлять годовую программу мероприятий. Я хочу, чтобы в нашем планетарии проходили встречи клуба «Научная гостиная», выступали ученые и космонавты, а ученики могли самостоятельно изучать звездное небо и готовиться к олимпиадам по астрономии.

Из личного архива Жанны Чабан

Кроме этого, я вместе со школьным департаментом развития учащихся разрабатываю программу стажировок учеников в различных отделах школы. Я хочу, чтобы ученики «Летово» могли приобрести опыт работы по разным направлениям и по окончании стажировок получить отзывы-рекомендации, которые будут полезны при поступлении в университет. После разработки внутришкольных стажировок я приступлю к программе проектных стажировок в фондах. Вот пример того, как она может действовать: у меня есть наработки проекта, который будет помогать российским потребителям выбирать наиболее экологичные бренды или секонд-хенды в соответствии с персональными предпочтениями. Подобную идею можно реализовать вместе с фондом, который поддерживает осознанное потребление. Программа найдет мне куратора и организует взаимодействие с фондом.

Из личного архива Жанны Чабан

Помимо проектов я готовлюсь к олимпиадам и поступлению на программу IB DP – международный бакалавриат. А еще я обожаю театр и в этом году пишу сценарий инсценировки на сюжет одной из моих любимых книг.

Конечно, будучи девочкой, мне не раз приходилось сталкиваться со стереотипами в отношении моих увлечений или выбора будущей профессии. Так, в прошлом году я занималась историческим фехтованием, а в этом изучаю тхэквондо. Такие необычные спортивные увлечения часто встречают неодобрение со стороны родственников и знакомых. Порой осуждают мои желания работать в политике и науке, считая эти области неподходящими для девочки.

Из личного архива Жанны Чабан

В учебе и жизни меня вдохновляет пример Малалы Юсуфзай. Она выросла в Пакистане и вела блог для Би-Би-Си о ситуации в стране. Малала была ранена боевиками, которые преследовали ее за смелые высказывания против режима, который лишал девочек возможности учиться. Малала получила Нобелевскую премию мира и написала книгу о своей борьбе за право девочек на образование. Мне особенно запомнились ее слова: «Действия экстремистов показали, что их пугает больше всего: это девочка с книжкой». Малала вдохновляет меня учиться усерднее и мыслить смелее, чтобы помогать другим девушкам изменить мир.

 

Полина Гаврилова (10 класс)

Меня зовут Полина Гаврилова, в школе «Летово» я учусь второй год. За это время я поняла, что в нашей школе каждый может самореализоваться. Здесь я впервые действительно заинтересовалась естественными науками. Наверное, мои любимые предметы - химия, физика и информатика. Информатикой я занималась ещё до поступления в эту школу, а вот первыми двумя предметами увлеклась только в прошлом году.

В своем профессиональном будущем я одинаково хорошо представляю себя и в IT-компании, и в химической лаборатории. Мне хотелось бы создавать что-то новое, будь то информационные продукты или новые материалы. Мне одинаково нравятся IT и науки о материалах, поэтому, наверное, самым лучшим вариантом для меня будет профессия на стыки этих областей. Сейчас же я готовлюсь к поступлению в вуз и параллельно участвую в разных проектах, чтобы понять, что мне ближе.

Из личного архива Полины Гавриловой

Мне повезло в том, что в семье я никогда не сталкивалась со стереотипами: меня не заставляли играть в куклы, носить платье или любить розовый цвет. Семья с самого детства поддерживала мой интерес к изобретательству и науке. Но, к сожалению, вне дома мне приходилось сталкиваться с предвзятым отношением к моим увлечениям. Например, был случай, когда преподаватель академии отказался готовить меня к Всероссийской олимпиаде школьников по информатике из-за того, что я девочка. Проблему гендерных стереотипов лично для себя я решила постепенной сменой окружения. Я заметила, что людей, которых удивляет уникальность мира вокруг, совсем не волнует, соответствуют ли мои занятия моему полу. Те, кто открыт новому, даже не подумают о том, что девочки могут быть не способны к точным наукам.

Моё самое важное достижение на данный момент состоит в том, что я действительно получаю удовольствие от моих занятий. В прошлом году меня захватили глобальные экологические проблемы, и я решила создать в лаборатории школы биоразлагаемую упаковку. В качестве основы для разработки я выбрала методику получения полимера из картофельного крахмала. Спустя полгода, достигнув цели, я занялась изготовлением солнечных элементов, которые могут помочь решить глобальную проблему выработки энергии. Я пытаюсь создать проводящее стекло со слоем полупроводника (такая технология очень важна при производстве ячеек четвёртого поколения). На данный момент я занимаюсь этой работой уже больше полугода. Пока проводимости добиться не получилось, но, помня прошлый опыт работы над проектами, я надеюсь, что моя настойчивость поможет мне получить результат.

Из личного архива Полины Гавриловой

В этом году я решила вернуться к программированию, так как верю, что этот предмет позволит мне расширить область моих профессиональных знаний. Параллельно я занялась проектом по управлению школьной теплицей. Необходимо создать систему, которая бы позволяла удалённо регулировать температуру, уровень освещённости, влажности и прочие параметры. Кроме того, у системы должен быть удобный интерфейс. Идея создания умной теплицы понравилась ребятам, которые углублённо изучают IT, и теперь мы вместе работаем над этим комплексным проектом.

Из личного архива Полины Гавриловой

В целом, я верю, что проделанный путь позволит мне более осознанно подойти к выбору будущей профессии. Конечно же, меня мотивируют истории достижений известных людей, хотя по-настоящему меня вдохновляет моё близкое окружение. Наверное, девушка, которая вдохновляла

меня всегда - моя старшая сестра. Она не спасла мир от глобального потепления, не сняла популярный фильм и не поставила мирового рекорда. Но моя сестра - очень сильная, открытая, трудолюбивая и творческая личность. На её примере я учусь мечтать, принимать и уважать себя, быть искренней и честной. Для меня она воплощение прекрасной, сильной и уверенной женственности.

***

Фото: Из личного архива Глафиры Осипычевой, Жанны Чабан, Полины Гавриловой

Выражаем благодарность за содействие в организации интервью Изабель Игоревне Хохловой, Специалисту по международным партнерствам школы Летово