Всемирная неделя дорожной безопасности ООН – #СбавьСкорость, чтобы спасти жизни

08.05.17

В странах с высоким уровнем доходов скорость является причиной около трети смертей на дорогах, а в странах с низким и средним уровнем доходов эта доля доходит до 50%. В 2013 г. в Европейском регионе ВОЗ дорожно-транспортные происшествия (ДТП) унесли жизни 85 000 человек; причем 39% погибших составили уязвимые участники дорожного движения (пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты). Дорожно-транспортный травматизм является ведущей причиной смерти детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет. Всемирная неделя дорожной безопасности ООН, которая проводится с 8 по 14 мая 2017 г., призвана повысить осознание опасности, связанной со скоростью, и стимулировать принятие мер, направленных на решение проблемы скорости, способствуя таким образом спасению жизней на дорогах. Готовность участвовать в реализации этой инициативы выразили более половины стран Европейского региона ВОЗ.  

«Дорожно-транспортный травматизм предотвратим, и снижение скорости в среднем на 5% может привести к 30%-ому сокращению числа ДТП со смертельным исходом, что приведет к спасению множества жизней», - сказала д-р Zsuzsanna Jakab, директор Европейского регионального бюро ВОЗ. «Чтобы сделать дороги более безопасными, секторам необходимо действовать сообща на уровне стран и муниципалитетов, осуществляя меры, которые позволят обеспечить эффективный контроль скорости».

Европейский регион добивается прогресса в области обеспечения безопасности дорожного движения, и показатели смертности в результате ДТП снижаются. Тем не менее, несмотря на сокращение на 8,1% за период с 2010 по 2013 гг. в целом по Региону, в ряде стран число ДТП со смертельным исходом продолжает расти. Сопоставление данных по странам Региона указывает на 9-кратное различие между странами с самой низкой вероятностью смерти на дорогах и странами, в которых эта вероятность является наиболее высокой.

Стратегии, направленные на регулирование скорости, работают, но необходимы более активные усилия политического характера

Для всех 53 стран Региона доступны профили, отражающие ситуацию в области обеспечения безопасности дорожного движения. Они основаны прежде всего на результатах опросного исследования, проведенного в целях подготовки Доклада о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015 г., который позволяет отследить прогресс в достижении целей Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 гг. Эти профили отражают информацию о дорожно-транспортной смертности и о ключевых показателях для оценки национальных стандартов безопасности дорожного движения. Данные показывают, насколько успешно страны внедряют стандарты повышения безопасности дорог и транспортных средств и насколько успешно оказывается помощь пострадавшим в ДТП. Профили также показывают, какое законодательство, позволяющее улучшить поведение участников дорожного движения, имеется в странах и как организована практическая работа в отношении основных факторов риска, например, регулирование скорости в соответствии с типом дороги, предупреждение управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а также использование ремней безопасности, мотоциклетных шлемов и детских удерживающих устройств. Профили позволяют оценить, насколько эффективно обеспечивается неукоснительное соблюдение законов, направленных на повышение безопасности дорожного движения, а также содержат информацию о законах, которые регулируют использование мобильных телефонов во время управления транспортным средством.

Необходимы более активные политические усилия для защиты всех участников дорожного движения, причем дорожные системы должны разрабатываться так, чтобы быть ориентированными на людей. Специалисты-практики и лица, формирующие политику, могут использовать профили стран для оценки достигнутого прогресса и наращивания усилий для достижения цели Десятилетия действий по 50%-ому сокращению дорожно-транспортного травматизма к 2020 г., являющейся также задачей 3.6 в рамках Целей в области устойчивого развития (ЦУР). Кроме того, подобные усилия способствуют выполнению задачи 11.2 в рамках ЦУР по созданию устойчивых транспортных систем. Страны, успешно сократившие дорожно-транспортную смертность, смогли этого добиться путем приоритизации безопасности при регулировании скорости. Эффективные стратегии регулирования скорости включают:

·         строительство или реконструкцию дорог таким образом, чтобы использовать средства успокоения движения;

·         введение скоростных ограничений, учитывающих функцию каждой из дорог;

·         обеспечение неукоснительного соблюдения скоростного режима;

·         использование встроенных в транспортное средство технологий, позволяющих привлечь внимание водителя, если имеет место превышение допустимой скорости, и вынуждающих снизить скорость;

·         повышение осведомленности об опасности, связанной с нарушением скоростного режима.

Информация о четвертой Глобальной неделе ООН по безопасности дорожного движения 8-14 мая 2017 г.